
Шаровые краны – это простейший и самый распространенный тип запорной арматуры на базе регулирующего элемента сферической формы. Они могут использоваться для перекрытия потока в трубопроводе либо для его перенаправления. К преимуществам данного конструктивного решения можно отнести минимальное время срабатывания, износостойкость, герметичность, компактность, универсальность и относительно невысокую стоимость.
Классификация шаровых кранов по способу установки
- Муфтовые. Данный вид шаровых кранов получил название от муфты – трубопроводной детали цилиндрической формы с внутренней резьбой, предназначенной для соединения участков труб. Муфтовый шаровой кран – это, по сути, муфта с интегрированным шаровым запорным механизмом. Он получил широкое применение как в быту, так и в промышленности благодаря простоте установки – требуются лишь ключи нужного диаметра.
- Штуцерные. От предыдущего варианта такие краны отличаются лишь использованием наружной резьбы вместо внутренней. Выбор между ними обуславливается местонахождением резьбы в ответной детали. Штуцерные краны могут оснащаться полусгонами с двух либо с одной стороны (второй вариант получил название «кран-американка»). Подобные конструкции существенно облегчают монтаж, поскольку не нужно вращать трубы – достаточно закрутить накидные гайки.
- Фланцевые. Стыковка таких кранов осуществляется посредством фланцев – плоских (обычно круглых) деталей, расположенных перпендикулярно центральной оси и снабженных отверстиями для болтового крепления. Фланцы должны иметься с двух сторон – на кране и арматуре. Главным преимуществом конструкции является выдающаяся надежность. Однако ее сложность и трудоемкость практически исключает бытовое применение.
- Приварные. Как видно из названия, шаровые краны данного типа крепятся к трубопроводу посредством сварки. Стыковочные патрубки имеют диаметр, аналогичный соответствующей трубе, и лишены резьбы, а также каких-либо иных присоединительных приспособлений. Шаровые краны под приварку изготавливаются из регламентированных ГОСТом типов сталей и используются преимущественно в промышленности и коммунальном хозяйстве.
- Под пайку. Аналог предыдущего варианта, используемый для тех материалов, которые невозможно или нецелесообразно соединять сваркой. Чаще всего пайке подвергаются элементы полипропиленовых и медных трубопроводных систем. Такое соединение является достаточно надежным и эстетически привлекательным.
- Цапковые. Ключевым отличием таких кранов является использование стыковочного узла в виде наружной резьбы с буртиком. Это позволяет монтировать их непосредственно на резервуаре – котле, бойлере, баке и так далее. Цапковые шаровые краны различают по сфере применения, например, поливочные, спускные, дренажные или водоразборные.

Другие критерии классификации
-
Количество положений.
Классический шаровой кран регулирует лишь один поток, позволяя его либо перекрывать, либо пропускать (две позиции сферического элемента с отверстием). Однако существуют также многоходовые краны, используемые в тех случаях, когда необходимо объединить несколько потоков в один или, наоборот, разделить единый поток.
- Привод.
Самым распространенным вариантом является традиционная рукоять, которую необходимо повернуть на определенный угол вручную. Такое решение не подходит для труднодоступных (удаленных) или опасных для человека объектов. В подобных ситуациях могут устанавливаться шаровые краны с сервоприводом. Они не только способны генерировать огромный крутящий момент, недоступный человеку, но и управляться дистанционно.
- Пропускная способность.
Обуславливается диаметром отверстия в шаре и может варьироваться от максимально возможного (100%) до 40%. Краны с пропускной способностью 90-99% называют полно-проходными, с 70-90% – стандартно-проходными, а с 40-70% – неполно-проходными. Последний вариант используется, если нужно ограничить максимальный напор.